Урок-поздравление:
«С днем рождения,
Матрешка! »
(5 класс)
Цели:
познакомить детей с одним из видов декоративно-прикладного искусства русского
народа (с Матрешкой); развивать творческое воображение учащихся; воспитать
уважение к традициям и обычаям русского народа; прививать интерес к искусству
русского народа.
Методы:
объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Оборудование:
персональный компьютер, мультимедийный проектор, карточки-открытки,
самодельные приглашения, оценки-матрешки.
Ход урока:
- Садитесь. Отгадайте, пожалуйста, загадку:
Ростом разные
подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все
они живут друг в дружке
Но
всего одна игрушка
- Кто это ребята? (Матрешки). Вот
она! (показать).
- Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришли матрёшки!
Ложки деревянные,
Матрёшечки румяные.
-
Ребята, кто догадался, о чем мы будем говорить сегодня?
- Да, действительно, сегодня мы познакомимся с русской народной игрушкой -
матрешкой. На этом уроке мы повторим тему "Обращение"; будем составлять разные
тексты. А также, научимся вести себя на празднике.
- Как вы думаете, почему эту игрушку называют Матрешкой? От какого имени
произошло название игрушки?
3. Знакомство с историей Матрешки.
- Некоторые историки считают, что имя "Матрешка" произошла от знаменитого в то
время женского имени "Мария"; другие считают, имя "Матрешка" произошла от имени
"Матрена"; а третьи считают, что имя связано с именем богини.(слайд №1).
Откройте тетради и запишите сегодняшнее число.
- Как вы думаете, где родилась Матрешка? (ответы учащихся).
-Оказывается, самая первая матрешка появилась в Японии.
Кукла эта, понятно, была японкой, точнее даже,
японцем - сердитым на вид,
узкоглазым стариком.
(слайд № 2)
- Потом уже в 19 веке русский токарь-игрушечник выточил первую русскую матрешку.
Первая матрёшка изображала девочку в платке
и сарафане с чёрным петухом на руках: (слайд №3)
- Потом начали появляться и другие виды матрешек: (слайд № 4)
Встали в хоровод лесосибирские матрёшки. Не страшен
сибирский мороз, так как нарядились они в теплые шубки.
Румянцем горят щёчки, озорно глядят глаза. (слайд № 5)
-Как
вы думаете, почему она к нам пожаловалась сегодня?
4. -
Сегодня у матрешки день рождения! И она к нам пришла, чтобы проверить наши
знания по теме «обращения». Так, давайте ей покажем наши знания.
Если у нее сегодня день рождения, значит у нас сегодня праздник, да
ребята? Значит, сегодня мы будем
плясать, петь, радоваться, веселиться. А теперь, давайте поможем Матрешке
написать приглашения. Напишите приглашение от имени Матрешки. Пригласительные
готовы, напишите на них. (Послушать 3-4 пригласительных, оценки-матрешки).
- Сначала давайте, используя обращения, поздравим Матрешку с днем
рождения!
Напишите слова-поздравления на готовых карточках-открытках.
-
Молодцы!
5. А теперь давайте выразительно прочитаем ей
стихи:
1.Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут,
Всех матрешками зовут!
2. Кукла первая толста,
а внутри она пуста.
Разнимается она
на две половинки
3. В ней живет еще одна
кукла в серединке
Эту куколку открой,
будет третья во второй!
4. Половинку отвинти
плотную, притертую.
И сумеешь ты найти
куколку четвертую
5. Вынь ее да посмотри,
кто в ней прячется внутри
прячется в ней пятая
куколка пузатая.
6. А внутри пустая,
в ней живет шестая.
А в шестой – седьмая,
а в седьмой – восьмая.
7.Эта кукла меньше всех,
чуть побольше, чем орех.
Вот поставленные в ряд
сестры-куколки стоят.
Сколько вас? –
у них мы спросим.
И ответят куклы – Восемь!
- Хорошо, молодцы. Сейчас давайте покажем матрешке как мы умеем петь. Давайте
споем ей частушки. (Физминутка).
- Теперь Матрешка дала вам задание. Будем писать синквейн.
Мы должны к слову «Матрешка» сначала подобрать два прилагательных, потом
синонимы, три глагола и предложение, которое состоит из четырех слов.
- Давайте прочитаем, что у нас получилось?
- А теперь, устно готовьте пожелания нашей Матрешке.
Например:
Расти, расти матрешка,
Будь здоровой,
Будь веселой
И трудолюбивой! (Послушать 3-4 учащихся).
- Молодцы! Матрешка вам «спасибо» говорит.
Итог урока.
- Ребята, скажите, как мы отметили день рождения Матрешке? Что вы узнали на
уроке?
Домашнее задание:
1. написать мини-сочинение «как мы отметили день рождения Матрешки»; 2.
Сочинить четверостишие о Матрешке или нарисовать матрешку (по желанию).
Оценки.