Урок развития речи

назад 

Урок развития речи. Урок-праздник:

 

«Масленица: «Уходи зима, приходи весна!»

 

       

           Цели: познакомить детей с русским народным праздником «Масленица». Развивать творческое мышление, воображение. Воспитать у учащихся чувство заинтересованности к русским обычаям и традициям; воспитать чувство толерантности.

      

         Методы: объяснительно-иллюстративный, поисковый.  

          Средства обучения: персональный компьютер и мультимедийный проектор, карточки-картинки.

 

Ход урока:

1.     Оргмомент.  Здравствуйте, ребята, садитесь. Так, давайте сначала разгадаем кроссворд.   Вот вопросы:

1) первый месяц весны (март)

2)  Это чайник, который сам варит (самовар)

3) К тебе домой пришел твой друг или родственник. Кем он является? (гость)

4) Оно белое, густое, вкусное. Его дают коровы, козы… (молоко)

5) Время года, после зимы (весна)

6)  Второй день недели (вторник)

7) Новый год, 23 февраля, 8 марта – что это? (праздник)

8) Оно круглое, желтое, оно нас греет (солнце)

9) Белая, волшебная и суровая… (зима)

 

- Какое слово у нас получилось? Какое ключевое слово вы увидели?

(Масленица).

 

- Вам знакомо это слово?  (народный русский праздник).

- Как вы думаете, почему ее называют масленицей? ...

- Так вот, ребята, сегодня мы поговорим с вами о русском народном празднике «Масленица». И узнаем, как ее отмечает русский народ. А также попытаемся узнать особенности этого праздника.

 

2. Объяснение материала урока.

- А теперь давайте прочитаем эпиграф нашего урока:

А мы Масленицу повстречали,
Сыром гору набивали,
Маслом гору поливали,
На широк двор зазывали
Да блинами угощали.

- А теперь, как вы думаете, почему этот праздник называют масленицей? От какого слова образовано это слово? (От слова «масло». Ели сыр. Употребляли молочные продукты. Масленицу называют еще сырной неделей, то есть, сырницей. По православному обычаю на этой неделе мясо уже исключается из пищи. Вот и пекут они блинчики).

Масленица
(сырная неделя)


молоко    сыр    масло   творог

 

- Каждый день Масленицы имеет свое название:

Понедельник«Встреча»
Вторник – «Заигрыш»
Среда «Лакомка»
Четверг«Разгуляй»
Пятница«Тёщины вечера»
Суббота«Золовкины посиделки»
Воскресенье«Прощеный день»

 

- Понедельник «Встреча». Давайте и мы  встретим нашу Масленицу. (В классе три команды). Пусть каждая команда отдельно подготовится к первому дню. Как вы будете встречать Масленицу?

- Вторник «Заигрыш». Как вы думаете, чем они занимались в этот день? От какого слова образовано это слово? (В этот день проходили самые разные веселые игры. А мы, давайте, споем наши частушки и за одно проведем физминутку).

- Среда «Лакомка». А в среду, как вы думаете, чем они занимались? (В третий день все хозяйки готовят самые вкусные блюда, используя лучшие рецепты. И вы, давайте, напишите свой рецепт вкусного блюда, используя готовые имена существительные и глаголы).

 

 

МУКА

ДОБАВИТЬ

ЯЙЦО

СМЕШАТЬ

СОЛЬ

ПОСОЛИТЬ

САХАР

РАСТВОРИТЬ

МАСЛО

ВЗБИТЬ

ТВОРОГ

НАМАЗАТЬ

СМЕТАНА

ГОТОВИТЬ

МОЛОКО

НАЛИТЬ

 

 

- Четверг «Разгуляй». А что означает этот день?  (В этот день они катались на лошадях по часовой стрелке. Никто не нарушал этот обычай).

- Пятница «Тещины вечера». А кто такая теща? Кто знает? Кто в этот день в основном веселится? (Теща – мать жены. Они угощали своих зятев блинами. Зять – муж дочери).

- Суббота «Золовкины посиделки». А кто такая золовка? (Это – сестра жены. В этот день в основном ходят в гости и угощают друг друга блинами).

- Воскресенье «Прощеный день». Как вы думаете, какой это день? От какого слова образовано? (От слова - прощать, простить. В этот день все просят прощения за нанесенные обиды у родственников, у друзей, у близких. - Ребята, а есть среди вас такой, который когда-то может, обидел кого-то. Если есть, давайте выскажитесь, и вас обязательно простят.

- А также они сжигали чучело. Как вы думаете, почему?  Что несет собой зима? Какая она?

 

Ч У Ч Е Л О

 зима     холод     смерть     мрак

 

 

Чучело - костер - солнце - блины -  весна

 

 3. Закрепление.  А какой у нас народный праздник, который связан с весной? (Шагаа). Так, давайте, тогда сравним Масленицу и шагаа.

 

     

 

 Вывод: Чем мы занимались на этом уроке? Что вы поняли на этом уроке?

- Как вы думаете, почему мы познакомились с Масленицей? (Чтобы ближе узнать традиции и обычаи русского народа).

Домашнее задание: 1. сочинить четверостишие о Масленице (по желаниию).

2. Найти стихотворения о Масленице. 3. Ответить на письменный вопрос «Какой день масленицы мне понравился, почему?».

 

 

Сайт управляется системой uCoz