Урок развития речи по русскому
языку в 6 классе
Тема: Письмо как письменный речевой жанр.
Название: «Письмо другу. Яркое событие
в моей жизни».
Тема: Письмо как речевой жанр.
Название: Письмо другу. Яркое событие в моей жизни.
Цель урока:
- познакомить со структурой, историей письма;
- развитие связной письменной речи;
- воспитание интереса к письму.
Ход урока
-Здравствуйте, ребята. Все готовы к уроку? Тогда
начнём наш урок.
Рисунок
Посмотрите на этот рисунок и попытайтесь
составить устный рассказ. Кто изображён на картине? Дайте ему имя. Что он
делает? Как вы думаете, хорошее письмо он написал? А как вы узнали?
Словарная работа
Адресант – тот, который отправляет письмо.
Адресат – тот, который получает письмо.
Как вы
думаете, на чём доставляли письмо к назначенному месту?
Мы можем написать письмо в Америку, В Индию, в
Турцию.
Кластер
На самолёте (воздушный путь)
В поезде (железнодорожный путь)
На кораблях (морской путь)
В специальных автомашинах,
На оленях, лошадях.
А кто
доставляет письмо адресату?
- Почтальон.
-Правильно. Как вы думаете кто раньше доставлял
письма к назначенному месту?
КЛАСТЕР
Гонец
-В давние времена никто гонцам не завидовал.
Гонцами были самые бедные люди, поэтому у не было ни лошадей, ни оленей. Они
должны пробегать очень дальний путь сам, чтобы доставить письмо. Когда
уходил в чужую страну, то передавал своё имущество своим детям из страха,
что не вернётся домой. На одиноко бегущего человека
часто нападали дикие звери.
А по
обычаям повелителей азиатских стран, гонцу, принёсшему плохие вести, могли
запросто отрубить голову. И родители советовали сыновьям: будь кем угодно,
только не гонцом.
Голубь.
- Когда ещё не было радио, рыбаки, уходившие на
промысел два-три месяца, не могли дать о себе знать родным. Единственной
надеждой был голубь, птица – вестник. Её использовали ещё египетские фараоны,
персидские цари, греческие и римские полководцы.
Бывают случаи, когда голубиная почта действует и сегодня.
Бутылка
-
Есть ещё бутылочная почта. Она служит науке.
С кораблей, изучающих мировой океан, сбрасывают в море стеклянные сосуды с
письмами внутри. Нашедшего такой сосуд просят сообщить как можно точнее, где он
выловлен, и отправить письмо научному институту по напечатанному на ней адресу.
Бочка.
-
Конечно, бочка – это не очень-то надёжный
способ послать известие из дальнего плавания. Найти бочку в волнах океана,
пожалуй, не легче, чем иголку в стогу сена. Но всё-таки надежда есть.
-Ребята,
кто догадался, о чём же мы будем говорить на уроке?
Сегодня
познакомимся с историей письма, научимся правильно заполнять адрес письма,
узнаем из каких частей состоит письмо и попытаемся написать письмо.
Итак,
записываем сегодняшнее число. Тема урока: Письмо как письменный речевой жанр.
Название
«Письмо другу. Яркое событие в моей жизни.»
Словарная работа
Адресат
– тот, кому адресовано письмо.
Адресант
– тот, кто отправляет письмо.
-Скажите, ребята, на чем мы
сегодня пишем письмо?
(на бумаге)
Но когда ещё не изобрели
бумагу, где писали письма?
Есть очень любопытных и
интересных историй о происхождении письма. С этими историями вас познакомят ваши
одноклассники.
Пронесёмся мысленно в
государство Шумер, существовавший за 3 тысяч лет до нашей эры.
1.»Говорящая глина»
Тут нарисовано что-то похожее на кусок мыла.
Только исчерченный какими-то клинышками. Это письмо. Оно слеплено из глины. А
клинышки – вместе привычных нам букв. Они продавлены на влажной глине
трёхгранной тонкой палочкой из тростника. Клинышки разные, есть среди них
значки, рисунки.
Люди, понимающие язык клинописи – так называется эта письменность, -
прочтут, что нанесено палочкой на куске глины. Чтобы знаки не смазались, не
потеряли форму, письмо обожгут в печи, оно станет твёрдым, прочным. Такие письма
называют таблетками.
А конверт? Таблетку уложат в глиняную оболочку,
процарапают на ней имя адресата и тоже обожгут. Дело за маркой. Но тут придётся
подождать: марку изобретут ещё очень и очень не скоро.
-Да,
ребята, марка очень важна при отправлении письма, но к ней мы вернёмся позднее.
При войнах и в торговле – свои секреты. Вот почему письма отправляли в глиняных
конвертах. Такой не распечатаешь. Тот, кому предназначалось это письмо,
осторожно разбивал конверт.
Папирус.
Пока в соседних странах писали на глине, в
Египте пользовались лёгким папирусом. Листы папируса получали из стволов
болотного тростника. Макая кисточку писцы наносили на папирус знаки – иероглифы.
Папирус свёртывали в трубочку, перевязывали и вручали послание гонцу.
Воск.
Древние греки писали на табличках из
воска заострённой палочкой – стило.
Берестяная грамота.
При раскопах в Киевской Руси учёных
заинтересовали кусочки берёсты, верхнего слоя берёзовой коры. Оказалось, на
берёстах тоже писали письма. Буквы не писали, а выдавливали заострёнными
палочками из кости или дерева.
Шёлк.
В Китае рисовали знаки на шёлке. Но шёлк был
очень дорогим.
Но вот в начале нашей эры человечество получило
первые листы бумаги. Китайские историки называют имя изобретателя: чиновник
Цай-Лунь.
Первую бумагу получили из древесной коры и
старых рыболовных снастей.
Сегодня
её делают из леса. А ещё – из старых, исписанной
бумаги, из ненужных книг, газет – макулатуры. Сдавать её на переработку двойная
выгода. Сберегаются зелёные леса, а хлам превращается в новую бумагу.
Таким
образом в сегодняшний день мы пишем на бумаге. Много сделали люди, чтобы
усовершенствовать написание письма..
- Вы
любите получать письма? От кого вы их
получаете?
-Эти письма называются
личными.
- Какое
из этих писем не дойдёт до адресата?
(показ конвертов)
-Почему?
(Один без адреса, а другой без марки.)
Показ
слайда.
Марки
Словарная работа.
Кусочек бумаги, многое
изменивший.
Давно, когда адресат получал письмо, он должен был заплатить за него.
Начинались денежные расчёты с получателем. У некоторых адресатов иногда не было
денег.
Но крутая перемена произошло в !840 году, когда на лондонском почтамте
стали продавать чёрные и синие кусочки бумаги с изображением английской королевы
Виктории. Придумал эти первые марки
Роланд Хилл . За это изобретение он получил член Генерального почтмейстера
страны, большую денежную награду. В Лондоне ему поставлен памятник, его
похоронили рядом с могилами знаменитых людей Англии.
За что ему такая честь.
За изобретение, облегчившее труд миллионов работников почты и сотен
миллионов людей, пользующихся её услугами. С тех пор и до наших дней письмо
оплачивается не при получении, а при отправке, простым наклеиванием марок.
Между тем вместе с первыми марками возникла
Филателия - это коллекционирование этих небольших кусочков бумаги с цифрами и
рисунками.
Филателист – это человек, который собирает марки.
-А теперь давайте прочитаем письмо Нади Рушевой.
Здравствуй, Алик.
Спасибо за письмо! У нас холодно, Ия заболела.
Недавно ездила в центр, смотрела кино в
кинотеатре «мир», а оттуда пешком до «Детского дома» и до Кремля.
Шестого у нас будет классный вечер. Тогда после напишу.
Пиши длинные письма.
Дата.
Надя.
Структура письма.
Приветствие, обращение – название того, кому предназначено письмо.
Вступление – извинение, вопросы, отражающие интерес к жизни адресата,
любезности в его адрес, пожелания.
Основная часть – изложение информации, интересующий адресата.
Заключение – выражение уважения, любви, преданности, почтения, прощания.
Подпись.
Дата.
Сделаем разгрузочное
задание. Напишите приветствие, обращение письма не проговаривая между собой.
Те, кто сумели написать, то их характеры совместимы, а те, кто не смог написать,
они по характеру не подходят друг другу.
По шпаргалке.
Прежде издавались книжки-письмовики или шпаргалки. В них были готовые
образцы писем на разные случаи жизни: объяснение в любви, просьба дать денег в
долг, пожелание школьнику хорошо учиться. Всё очень просто! Нашёл нужный
образец, переписал без ошибок и беги на почту. Но письма по шпаргалкам писали
только малограмотные или очень скучные люди, которым самим нечего было сказать.
Стыдно посылать списанные откуда-нибудь письма! Всё в них украдены : и
чувства, и мысли, и слова, и даже запятые.
А похуже
воровства – читать чужие письма без разрешения. Это всё равно, что залезть в
чужую душу другого человека. Таких читателе никто не уважает.
Потому научитесь писать письма сами и запомните,
что читать чужие письма некрасиво.
-А теперь напишите письмо другу или подруге по
данной схеме. Опишите яркое событие в вашей жизни.
(чтение писем)
Вывод урока:
Что мы узнали на этом уроке?
-У вас, наверное, есть друзья или родственники,
живущие в других городах. Начните или продолжите с ними переписку. Хотя в наше
время есть и другие виды связи общения, например сотовый телефон, люди пишут
смски., но они очень краткие, все свои мысли не можешь там написать
Как
писал поэт Кузовлёв
Прошу тебя, пиши мне письма!
В наш громкий век им нет цены.
Письма можно очень долго хранить. И вы можете их
снова и снова перечитывать даже спустя десятки лет. Из писем они превратятся в
ваши воспоминания.
Домашнее
задание Напишите письмо и отправьте кому-нибудь: друзьям, родственникам.
Оценки