Урок развития речи.
Тема: Улыбка - …
Цель: образовательная - познакомить с одним из средств общения - улыбкой;
развивающая - развивать творческое мышление, речь учащихся; развивать
умение обобщать и систематизировать информацию;
воспитательная - воспитывать доброжелательному отношению к людям, умению
дарить им радость, улыбку, показать значение улыбки в жизни
человека, в его речевом поведении.
Оборудование: ТСО, эмблемы-рожицы, карточки для ролевой игры
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока: I. Оргмомент.
II. 1. Звучит песня «От улыбки». Слайд 1.
- Ребята, может быть, кто-нибудь догадался, о чем сегодня мы будем говорить?
2. Показ слайда 2.
- Что это? Череп. Как вы думаете, есть ли связь между черепом и словом «улыбка»?
Словарная работа. Улыбаться -
образовано от несохранившегося «лыбать», оно восходит к той же основе, что и
«лоб» в исходном значении «череп».
3. Ролевая игра. Составление кластера, фишбоуна.
- Как приятно видеть ваши улыбающиеся лица! А вы любите улыбаться? Когда люди улыбаются? Давайте разыграем ситуации (ролевая игра).
- Кто вам больше понравился? (тот, кто с улыбкой) А почему? Как выглядит человек с улыбкой? (красивый, привлекательный, обаятельный, веселый…)
- Так что же это такое улыбка?
Улыбка - это одно из важнейших средств общения, которое выражает различные чувства при встрече, расставании и других случаях жизни. Давайте запишем наше правило в виде «грозди»:
улыбка
средство общения выражает чувства
встреча - приветствие - расставание радость - извинение - благодарность
- Давайте придумаем предложения, которые выражают радость, благодарность, извинение…
- Скажите, ребята, часто ли улыбаются ваши мамы, папы, друзья?
- А много ли улыбающихся людей вы видите на улице, в автобусе, в магазине? Почему, как вы думаете? Значит, возникает вопрос: почему не часто улыбаются люди?
- Сейчас мы все вместе попытаемся ответить на этот вопрос и отразим это на «рыбьей кости»:
причины
почему люди ______________________________________________ вывод
не часто
улыбаются?
как помочь?
-Да, жизнь сегодня, действительно, непроста. Но сделать ее чуть-чуть светлее под силу каждому, даже вам, ребята. Чем помочь? Помочь в этом может даже такой, казалось бы, пустяк, как улыбка. Запишем вывод: улыбка - это прекрасное лекарство от плохого настроения, скуки, недовольства…
4. Физминутка «Верные и неверные
утверждения»
· добрый человек живет в крепкой дружбе с улыбкой
5. Работа с репродукцией Л.Винчи
«Портрет Моны Лизы»
- Улыбка - настолько притягательная вещь, что она волнует людей даже через столетия. (Слайд 3)
- Надеюсь, вы узнаёте картину? Да, это знаменитая картина итальянского художника Л.Винчи «Джоконда». И вот уже более пяти веков люди не перестают восхищаться этим шедевром. Картиной не только восхищаются, о ней думают, спорят. Посмотрите внимательно: женщина на портрете слегка улыбается. Улыбается такой тихой, загадочной полуулыбкой. Вот эту улыбку и пытаются разгадать уже многие поколения людей. Чему она улыбается? О чем думает в этот момент? Давайте и мы с вами подумаем над портретом. (ответы учащихся)
- Теперь по-другому поставим вопрос: кому улыбается Джоконда?
- Вам Приятно смотреть на нее? Почему?
- Да, когда кто-то тебе так хорошо улыбается, то хочется видеть этого человека все время.
- В подтверждение этого прочитаем небольшой текст-высказывание В.Солоухина (один ученик выразительно читает)
- О чем мы узнали? Чему учит текст? (надо чаще улыбаться)
- Значит, мы тоже разгадали одну из тайн загадочной улыбки Моны Лизы.
III. Подведение
итогов. Составление синквейна. Работа в парах.
- А теперь попробуем обобщить сказанное, и не только сказанное, но и наши чувства. Мы обобщим в очень короткой записи, которая называется «Синквейн» - пятистрочие:
Прослушать 3-4 синквейна.
- Ребята! Что же мы узнали на этом уроке? Вот теперь давайте сформулируем тему урока. Как можно назвать наш урок? (Улыбка - вечный спутник жизни)
- Я рада, ребята, что вы поняли, насколько важна улыбка в нашей жизни. Вы все в течение урока показывали свои знания и умения и, надеюсь, покажете еще в домашнем задании.
IV. Домашнее
задание.
- В сочинении вы объясните смысл пословицы, ответите на вопрос: что же дает улыбка?
VI.
Заключение.
- Ребята, хотите ли доставить немного радости кому-нибудь? Тогда я вам раздам эмблемы с улыбающейся рожицей. Прикрепите ее кому-нибудь к груди или к сумке. Я надеюсь, тот, кто увидит эту рожицу, наверняка улыбнется ей в ответ. (раздать эмблемы)