МОУСОШ № 1 г Чадаана.
Урок литературы 11 класс.
«Истинное и ложное в романе Андрея Платонова «Чевенгур».
Цели:
Выявить
идею романа через характеристику героев; Помочь учащимся увидеть опасность
социальных экспериментов.
1.
Интрига
к уроку.
- Тонут
два человека: профессор и дворник. Кого нужно спасать первым? ( Не важно кого
спасать, важен человек).
-Что
такое гуманизм?
-Подумайте, какой звук , цвет и жест соответствует , с вашей точки зрения,
понятию «гуманизм». Напишите.
-Возможно ли идеальное общество без гуманизма?
2.
Объявление темы.
Сегодня
на примере произведения А. Платонова « Чевенгур» попытаемся ответить на вопрос ,
возможно ли построить всеобщее
счастье людей даже за счет одной человеческой жизни?
Итак, тема урока «Истинное и
ложное в романе А. Платонова «Чевенгур».
3.
О романе.
Роман А. Платонова «
Чевенгур» написан в 1929 году, в годы репрессий и неотступного контроля властей
над всеми жителями нашей необъятной
страны.
В своем письме
Платонову Горький , поняв всю
глубину сюжета и композиции романа, написал: « Хотите вы того или нет , но вы
придали действительности характер лирико- сатирический, это, разумеется,
неприемлемо для нашей цензуры».
И действительно , роман « Чевенгур» долгое время был запрещен. Написанный
в 1929 г, он увидел свет в 1988г.
4. Анализ романа.
-
Каков
жанр романа?( Социальная антиутопия).
Работа
со словом «антиутопия».
-
Найдите
в романе места, которые могли показаться опасными бдительным цензорам?
-
Подумайте, каким цветом вы нарисуете г Чевенгур?
-
Действительно само название романа несколько мрачновато, сочетание «Чевенгур» и
«город»
создает впечатление чего-то темного и рутинного.
-
Каковы
герои романа?(Простые люди , мировоззрение которых сформировалось на фронтах
гражданской войны, после которой получили власть и свободу».
Кластер.
Жители
Чевенгура (темны, мыслят ограниченно, безграмотны....)
-
Какую
цель имеют чевенгурцы? ( мечтают построить идеальное социалистическое общество).
Продолжение кластера.
-
Как
себе представляют жители города коммунизм, идеальное общество? (Жизнь без труда,
абсолютная свобода, отказ от семьи и детей).
-
Почему
чевенгурцы отказываются от труда?( По их мнению « труд способствует порождению
имущества, а имущество — угнетению», работа « пережиток жадности и
эксплуатации».
-
Кого
автор называет единственным труженником в Чевенгуре? ( Солнце. Природа как и
прежде живет по своим законам).
-
Какие
средства используют жители города для достижения цели?
«Цель
оправдывает средства»: Выселяют зажиточных из города, расстрел буржуев.
-
Какие
события нашей истории напоминают описанные Платоновым картина выселения
полубуржуев?( коллективизацию и раскулачивание крестьян).
Вывод:
-
Оправдывают ли себя эти средства для достижения цели?( Даже ценой одной слезы
невозможно построить идеальное общество. Это безнравственно).
-
Что по
Платонову истина? Что является ложью?
Кластер.
Истинное
Ложное
В
романе писатель решает
проблему истинного и ложного. Ставит вопрос , нравственна ли
революция?Приемлем ли коммунизм? И он показывает , что цель не может оправдывать
средства, нельзя построить счастье людей
даже за счет одной человеческой жизни? Лишение человека жизни является
большим преступлением против нравственности, неискупаемым грехом. Для Платонова
истинное- это все, что естественно( любовь, труд, жизнь) и исходит из души, а
все безнравственное — это то, что противоречит естественному ходу человеческой
жизни и природе. Создание идеального коммунистического общества любыми путями —
это и есть противоречие , глумление над человечеством. Таким образом, роман
Платонова предостерегает будущие поколения от повторения жестоких ошибок
прошлого и всевозможных противоестественных экспрериментов.
Домашнее задание:
Сочинение « Истинное и ложное в романе
А. Платонова « Чевенгур».