МОУСОШ № 1 г Чадаана

назад                                    

 МОУСОШ № 1 г Чадаана.

                                      Урок литературы 11 класс.

                 «Истинное и ложное в романе Андрея Платонова «Чевенгур».

 

Цели: Выявить идею романа через характеристику героев; Помочь учащимся увидеть опасность социальных экспериментов.

 

1.      Интрига к уроку.

- Тонут два человека: профессор и дворник. Кого нужно спасать первым? ( Не важно кого спасать, важен человек).

-Что такое гуманизм?

-Подумайте, какой звук , цвет и жест соответствует , с вашей точки зрения, понятию «гуманизм». Напишите.

-Возможно ли идеальное общество без гуманизма?

2.      Объявление темы.

Сегодня на примере произведения А. Платонова « Чевенгур» попытаемся ответить на вопрос , возможно  ли построить всеобщее счастье людей даже за счет одной человеческой жизни?

            Итак, тема  урока «Истинное и ложное  в романе А. Платонова «Чевенгур».

      3.  О романе.

          Роман А. Платонова  « Чевенгур» написан в 1929 году, в годы репрессий и неотступного контроля властей над всеми жителями  нашей необъятной страны.

         В   своем письме Платонову Горький  , поняв всю глубину сюжета и композиции романа, написал: « Хотите вы того или нет , но вы придали действительности характер лирико- сатирический, это, разумеется, неприемлемо для нашей цензуры».

        И действительно , роман « Чевенгур» долгое время был запрещен. Написанный в 1929 г, он увидел свет в 1988г.
      4. Анализ романа.

-        Каков жанр романа?( Социальная антиутопия).

Работа со словом «антиутопия».

-        Найдите в романе места, которые могли показаться опасными бдительным цензорам?

-        Подумайте, каким цветом вы нарисуете г Чевенгур?

-        Действительно само название романа несколько мрачновато, сочетание «Чевенгур» и

«город» создает впечатление чего-то темного и рутинного.

-        Каковы герои романа?(Простые люди , мировоззрение которых сформировалось на фронтах гражданской войны, после которой получили власть и свободу».

Кластер.

Жители Чевенгура (темны, мыслят ограниченно, безграмотны....)

-        Какую цель имеют чевенгурцы? ( мечтают построить идеальное социалистическое общество).
Продолжение кластера.

-        Как себе представляют жители города коммунизм, идеальное общество? (Жизнь без труда, абсолютная свобода, отказ от семьи и детей).

-        Почему чевенгурцы отказываются от труда?( По их мнению « труд способствует порождению имущества, а имущество — угнетению», работа « пережиток жадности и эксплуатации».

-        Кого автор называет единственным труженником в Чевенгуре? ( Солнце. Природа как и прежде живет по своим законам).

-        Какие средства используют жители города для достижения цели?

«Цель оправдывает средства»: Выселяют зажиточных из города, расстрел буржуев.

-        Какие события нашей истории напоминают описанные Платоновым картина выселения полубуржуев?( коллективизацию и раскулачивание крестьян).

           Вывод:

-        Оправдывают ли себя эти средства для достижения цели?( Даже ценой одной слезы невозможно построить идеальное общество. Это безнравственно).

-        Что по Платонову истина? Что является ложью?

 

         Кластер.

         Истинное                                                                              Ложное

 

 

В романе писатель  решает  проблему истинного и ложного. Ставит вопрос , нравственна ли революция?Приемлем ли коммунизм? И он показывает , что цель не может оправдывать средства, нельзя построить счастье людей  даже за счет одной человеческой жизни? Лишение человека жизни является большим преступлением против нравственности, неискупаемым грехом. Для Платонова истинное- это все, что естественно( любовь, труд, жизнь) и исходит из души, а все безнравственное — это то, что противоречит естественному ходу человеческой жизни и природе. Создание идеального коммунистического общества любыми путями — это и есть противоречие , глумление над человечеством. Таким образом, роман Платонова предостерегает будущие поколения от повторения жестоких ошибок прошлого и всевозможных противоестественных экспрериментов.

Домашнее задание:

Сочинение « Истинное и ложное в романе  А. Платонова « Чевенгур».

 

 

 

                                        

Сайт управляется системой uCoz