Урок
развития речи по русскому языку по теме
«Цветок—чудо природы»
Цели:
.закрепить и проверить знания учащихся об имени
существительном
как части речи, основных признаках и роли в
предложении;
расширить знания детей о цветах, показать их красоту
и
неповторимость;
развивать познавательный интерес, речь и память
учащихся.
Оформление:
открытки, картинки, рисунки кроссворды, цитаты, ТСО.
ХОД УРОКА.
Приветствие. Запись даты. Минутка чистописания.
Белые бубенчики под деревом растут. (Ландыш).
I.Загадка
записывается в тетради. Выясняется значение слова
бубенчики через перевод на родной язык (конгурааштар,
шынгырааштар).
II.
Тему сегодняшнего урока мы узнаем, если поможем буквам на место, а они
перепутаны.
Запишем тему урока.
Цветок—чудо природы.
Слово учителя:
Еще до живописцев и архитекторов существовал великий
художник—Природа. Она
подарила людям одно из самых прекрасных произведений –цветы.
Их тысячи, на каждый цветок неповторим своей
красотой.
III.Письмо
по памяти.
Напишите в свои тетради по памяти отрывки из выученных стихотворений, определите
род имен существительных.
Слово
учителя:
Цветок—чудо природы.
Он
радует глаз и веселит душу. Он делает человека лучше, отзывчивее, добрее. Глядя
на цветы каждый человек чувствует, как в нем пробуждается что-то хорошее,
радостное. А радостный человек и живет интересно и трудится веселей.
Вот посмотрите на эти цветы, (учительница показывает
открытки, картинки с цветами, рисунки) надеюсь, на душе стало веселей и будете
работать быстрее, лучше.
V.
Разгадывание кроссворда.
1.
Эй,
звоночки, синий цвет.
С языком, а звону нет.
2.
Растет зеленый кустик,
дотронешься—укусит.
3.
Был
тугим он кулачком,
а разжался—стал цветком.
4.
Показать открытку с подснежником.
5.
Стоят
в лугах сестрички:
Золотой глазок, белые реснички.
|
к |
о |
л |
о |
к |
о |
л |
ь |
ч |
и |
К |
|
|||||
|
|
к |
а |
к |
т |
у |
С |
|
|
||||||||
б |
у |
т |
О |
Н |
|
||||||||||||
|
|||||||||||||||||
|
п |
о |
Д |
с |
н |
е |
ж |
н |
и |
К |
|
|
|||||
|
Ы |
|
|||||||||||||||
р |
о |
м |
а |
ш |
к |
а |
|
|
|||||||||
|
VI.
Слово учителя:
Вот и
появилось название цветка, о котором мы будем говорить. Запишите это слово в
свои тетради и сделайте морфологический разбор, затем просклоняйте (два ученика
работают у доски).
Слово учителя: Очарование этого
цветка таково, что никого он не может оставить равнодушным. Поэты посвящают ему
восторженные строки.
VII.
Выразительное чтение
стихотворений о ландыше.
Афанасий Фет
Ты просишь солнечных лучей
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей.
Проснулся лес. Весной разбужены
Деревья по ветру парят.
Веселых ландышей жемчужины
Под каждым кустиком горят.
Самуил Маршак
Природой бережно спеленутый,
Завернутый в широкий лист,
Растет цветок в глуши нетронутой
Прохладен, хрупок и душист.
Слово
учителя:
Великий русский композитор П.И. Чайковский долгое время жил во Франции. Из
далекой России ему привезли букетик ландышей. Чайковский, получив этот подарок,
заплакал.
--Что вызвало у Петра Ильича слезы?
--Часто ли мужчины плачут?
Ландыши порадовали его своей красотой, запахом. Он вспомнил
Родину. Ему стало грустно.
Чайковский думал о России, тосковал по родине, видно
он любил цветы и эту любовь выразил в музыке. Она прозвучала в начале урока. А
знаете, что П.И. Чайковский не только гениальный композитор, но и поэт. Он
написал стихи о ландыше:
О, ландыш, отчего так радуешь ты взоры?
Другие есть цветы роскошней и пышней
И ярче краски в них, и веселей узоры,
Но
прелести в них нет таинственной твоей.
На эти прекрасные стихи известный русский композитор
написал знаменитый романс «Ландыш» Аренский Л.С.
VIII.
Работа с учебником.
Стр.257.
Упр.645. Из этого текста дети узнают, что ландыш, не только красив, но и
полезен.
IX.
Сделать разбор по членам предложения.
Посмотрите
на доску, еще раз прочитайте загадку, сделайте разбор по членам предложения.
Разгадайте загадку.
Слово
учителя: Любимые цветы бывают не только у отдельных
людей, но и у целых народов. Во Франции с 17 века накануне майского воскресенья
отмечают праздник ландышей.
Ландыши считались символом
любви. Если девушка приколет цветок, подаренный
юношей, к прическе, к платью, это означало, что она согласна выйти за него
замуж. Если бросит на землю, значит его предложение не принято. Вот о таком
цветке сегодня мы узнали.
Сорвешь цветок—погубишь семена. Не вырастут новые цветы. С
каждым букетом скудеет красота земного мира. Человек должен
беречь зеленый наряд земли.
X.
Выразительное чтение стихотворения.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если
все: и я, и ты,
Если
мы сорвем цветы—
И не будет красоты!
Т. Собакина.
XI.
Подведение итогов.
О чем мы говорили на уроке? Что мы узнали о ландыше? Как мы должны относится к цветам?
XII.
Домашнее задание.
Напишите сочинение-миниатюру: «О чем рассказали бы ландыши П.И. Чайковскому, если бы они говорить?»
XIII.
Комментирование оценок. умели
Урок провела: Килик Н.К.