Урок развития речи по русскому я

         Урок развития речи по русскому языку по теме

              «Цветок—чудо природы»

Цели: .закрепить и проверить знания учащихся об имени существительном   как части речи, основных признаках и роли в предложении;

           расширить знания детей о цветах, показать их красоту и    неповторимость;

          развивать познавательный интерес, речь и память учащихся. 

Оформление: открытки, картинки, рисунки кроссворды, цитаты, ТСО.

 

Звучит «Вальс цветов» Петра Ильича Чайковского.

 

                                        ХОД УРОКА.

 

  Приветствие. Запись даты. Минутка чистописания.

   Белые бубенчики под деревом растут. (Ландыш).

 

 I.Загадка записывается в тетради. Выясняется значение слова бубенчики через перевод на родной язык (конгурааштар, шынгырааштар).

II. Тему сегодняшнего урока мы узнаем, если поможем буквам на место, а они перепутаны.

Квоцте—доуч ордпыри

Запишем тему урока.

Цветок—чудо природы.

    Слово учителя:

    Еще до живописцев и архитекторов существовал великий художник—Природа. Она подарила людям одно из самых прекрасных произведений –цветы. Их тысячи, на каждый цветок неповторим своей красотой.

III.Письмо по памяти.

   Напишите в свои тетради по памяти отрывки из выученных стихотворений, определите род имен существительных.

     Слово учителя:

    Цветок—чудо природы. Он радует глаз и веселит душу. Он делает человека лучше, отзывчивее, добрее. Глядя на цветы каждый человек чувствует, как в нем пробуждается что-то хорошее, радостное. А радостный человек и живет интересно и трудится веселей.

    Вот посмотрите на эти цветы, (учительница показывает открытки, картинки с цветами, рисунки) надеюсь, на душе стало веселей и будете работать быстрее, лучше.

IV. Выразительное чтение стихотворений о цветах.

V. Разгадывание кроссворда.

1.     Эй, звоночки, синий цвет.

С языком, а звону нет.

2.     Растет зеленый кустик,

дотронешься—укусит.

3.     Был тугим он кулачком,

а разжался—стал цветком.

4.     Показать открытку с подснежником.

5.     Стоят в лугах сестрички:

Золотой глазок, белые реснички.

 

 

к

о

л

о

к

о

л

ь

ч

и

К

 

 

 

к

а

 

к

т

у

С

 

 

б

у

т

О

Н

 

 

 

п

о

Д

с

н

 

е

ж

н

и

К

 

 

 

Ы

 

р

о

м

а

ш

к

а

 

 

 

 

VI. Слово учителя: Вот и появилось название цветка, о котором мы будем говорить. Запишите это слово в свои тетради и сделайте морфологический разбор, затем просклоняйте (два ученика работают у доски).

 

   Слово учителя: Очарование этого цветка таково, что никого он не может оставить равнодушным. Поэты посвящают ему восторженные строки.

VII. Выразительное чтение стихотворений о ландыше.

 

                                 Афанасий Фет

О первый ландыш! Из под снега

Ты просишь солнечных лучей

Какая девственная нега

В душистой чистоте твоей.

                                                 Проснулся лес. Весной разбужены

                                                Деревья по ветру парят.

                                               Веселых ландышей жемчужины

                                               Под каждым кустиком горят.

 

                           Самуил Маршак

Природой бережно спеленутый,

Завернутый в широкий лист,

Растет цветок в глуши нетронутой

Прохладен, хрупок и душист.

 

Слово учителя: Великий русский композитор П.И. Чайковский долгое время жил во Франции. Из далекой России ему привезли букетик ландышей. Чайковский, получив этот подарок, заплакал.

--Что вызвало у Петра Ильича слезы?

--Часто ли мужчины плачут?

     Ландыши порадовали его своей красотой, запахом. Он вспомнил Родину. Ему стало грустно.  Чайковский думал о России, тосковал по родине, видно он любил цветы и эту любовь выразил в музыке. Она прозвучала в начале урока. А знаете, что П.И. Чайковский не только гениальный композитор, но и поэт. Он написал стихи о ландыше:

   О, ландыш, отчего так радуешь ты взоры?

   Другие есть цветы роскошней и пышней

  И ярче краски в них, и веселей узоры,

 Но прелести в них нет таинственной твоей.

 

  На эти прекрасные стихи известный русский композитор написал знаменитый романс «Ландыш» Аренский Л.С.

VIII. Работа с учебником.

 Стр.257. Упр.645. Из этого текста дети узнают, что ландыш, не только красив, но и полезен.

 IX. Сделать разбор по членам предложения.

 Посмотрите на доску, еще раз прочитайте загадку, сделайте разбор по членам предложения. Разгадайте загадку.

 Слово учителя: Любимые цветы бывают не только у отдельных людей, но и у целых народов. Во Франции с 17 века накануне майского воскресенья отмечают праздник ландышей. Ландыши считались символом любви. Если девушка приколет цветок, подаренный юношей, к прическе, к платью, это означало, что она согласна выйти за него замуж. Если бросит на землю, значит его предложение не принято. Вот о таком цветке сегодня мы узнали.

     Сорвешь цветок—погубишь семена. Не вырастут новые цветы. С каждым букетом скудеет красота земного мира. Человек должен беречь зеленый наряд земли.

X. Выразительное чтение стихотворения.

   Если я сорву цветок,

  Если ты сорвешь цветок,

 Если все: и я, и ты,

 Если мы сорвем цветы—

И не будет красоты!    Т. Собакина.

XI. Подведение итогов.

О чем мы говорили на уроке? Что мы узнали о ландыше? Как мы должны относится к цветам?

XII. Домашнее задание.

Напишите сочинение-миниатюру: «О чем рассказали бы ландыши П.И. Чайковскому, если бы они говорить?»

XIII. Комментирование оценок. умели

Урок провела: Килик Н.К.

Сайт управляется системой uCoz