назад

назад                                 

 

Урок-размышление в 11 классе на тему:

                  «Урок нравственности   по повести Вячеслава Кондратьева «Сашка»

 

Цели:   - Знакомство с биографией писателя и его творчеством.

             - Вызвать у учащихся размышления о прочитанном, переживания,

               душевный отклик, углубление патриотических чувств учащихся.

             - Развивать умения анализировать текст, навыки исследовательской

               деятельности.

 

Оборудование: портреты В.Л Кондратьева, рисунки-иллюстрации, магнитофон, кинофрагмент, карта.

 

Ход урока: Приветствие.

            1. Показ кинофрагмента «Битва под Ржевом»

 

      2. Выразительное чтение отрывка стихотворения А.Твардовского «Я убит подо Ржевом»

 

Я убит подо Ржевом                           Я не слышал разрыва

В безымянной болоте,                        Я не видел той вспышки,-

В пятой роте на левом,                      Точно в пропасть с обрыва –

При жестоком налете,                        И ни дня, ни покрышки.

 

          - О каком городе идет речь в кинофрагменте и в отрывке стихотворения?

- Как вы думаете, почему именно об этом городе мы сегодня говорим?   

                                                                                                          (Связано с темой урока)

          - Вы правы. Этот город тесно связан с именем писателя – фронтовика-писателя Вячеслава Леонидовича Кондратьева. В программе национальной школы по литературе его творчество не изучается, поэтому для вас это урок внеклассного чтения.

 

Вывешивается портрет писателя.

         Биограф знакомит учащихся с личностью В.Л. Кондратьева и о начале его литературной деятельности

         Историк рассказывает  о поиске писателем своих однополчан под мелодию песни «Где же теперь, друзья-однополчане».

 

   Слово учителя.

         - То, что Кондратьев начал писать о войне, было не только литературной задачей, а смыслом и оправданием его нынешней жизни, выполнением его долга перед погибшими на ржевской земле однополчанами. Так родилась проза Кондратьева – своеобразный «ржевский цикл».

         - Вячеслав Кондратьев – фронтовик, очевидец и участник описываемых им военных событий. Повести и рассказы его о войне, о людях, сумевших в трудных условиях сохранить в себе человеческое.

           Повести «Отпуск по ранению», «День Победы в Черново», «Борокины пути-дороги» (1980), «Встречи на Сретенке» (1983). (Запись в тетрадях )

 

     Слово учителя.

           Первая публикация ржевского цикла, сразу же принесшая автору широкую известность, поставившая его в первый ряд литературы – повесть «Сашка». Он появился в журнале «Дружба народов» в 1979 году. (Запись в тетради названия повести «Сашка»)

           Эпиграф: Всем воевавшим подо Ржевом

                           живым и мертвым

                           посвящена эта повесть.   

-          По названию повести можно ли догадаться о ком идет речь?                                     (Нет)

-          Дома вы прочитали повесть. Работая над текстом, мы  постараемся ответить на следующие вопросы:

 

1.   Почему повесть названа его именем?

2.   Какой подвиг совершил Сашка?

3.   Какой урок преподнес он нам ?

4.   Чему мы научились у Сашки?

 

Работа с текстом после выборочного чтения.

-          Как начинается повествование?  (читается первое предложение)

-          В какое время дело происходит? (когда это происходит?)

-          А что такое для вас война?

 

Составление  синквейна со словом «война». Синквейн (пятистрочие) - способ рефлексии.

1.      Понятие.  Война.     

2. Два прилагательных (подбор определения к понятию). Захватническая, священная.

3. Три глагола, которые показывают действие понятия. Убивает, идет, разрушает.

4. Фраза из четырех слов, характеризующее отношение человека  к понятию. Война разрушает все человеческое

5. Контекстный синоним. Война это  зло.

 

-          Вот в такое время мы знакомимся с героем повести.

-          А как нам автор представляет героя? Что мы узнали о нем?

-          Кто ведет повествование?

-          Что вам подсказывает, что будто бы рассказывает сам герой?

                                                                                                                   (разговорный стиль речи)

           Языковеды  составили словарь просторечий

-          Послушайте, какие просторечные слова автор употребляет в повести?

-          А теперь посмотрим, чем же занимается Сашка на фронте.

-          Что же задумал Сашка?         (В первом случае Сашка задумал достать валенки для своего ротного. Стр   119, последний абзац)

 

По ходу беседы дети составляют схему.

 

 

-   Как изображаются следы войны в начале повести?                                       (стр 120, 5 абзац)

-   Каково отношение Сашки к немцам?                                    (гады, гниды, заразы, паразит…)

Работа с иллюстрациями.

      Художники нарисовали эпизод в котором Сашка достает валенки для ротного и эпизод пленения им немца. Они рассказывают о том, что они нарисовали

Беседа.

-          А чувство страха знакомо Сашке?                                        (стр 122 – предпоследний абзац)

-          Как автор изображает военный быт?

-          А дальше что происходит? (На допросе немец молчит, и ротный приказывает Сашке вести немца в штаб. Стр 130. «Он мне главного ничего не сказал»).

-    По дороге Сашка говорит немцу, что русские пленных не расстреливают.

                                                                                  (Прочитать стр 130, последнее предложение)

-          Сашка думает, что немец не трус. Потому что когда он требует сказать «Гитлер капут», 

      тот не поддакивает.

-     А теперь проследим поведение немца.                                                                        (стр 131)

-          Почему он так себя ведет? (Немцу было удивительна  ненадежность обороны, плохой быт, незахороненные убитые, а Сашке стыдно за никудышную оборону, за незахороненных солдат; обидно за худой быт)

-          О какой черте характера говорится здесь?  (О его ответственности  даже за то, за что он не мог отвечать. Стр 134 «Как ни старался». Сашка имел суждение на все, что происходило и происходит на фронте. Умный, хорошо разбирается в людях Стр 139-140)

-    Комбат в штабе, не добившись от немца никаких сведений, приказывает его расстрелять.  -    Сашка приказу не подчинился. Почему?                                    (стр 141 «Товарищ капитан»)

     (Много смертей за это время видал Сашка, но цена человеческой жизни не умалилась от этого в его сознании. Сашке нетрудно было бы убить немца в бою. Этот немец был пленным, расстрелять после того, как обещал сохранить жизнь, Сашка не может (стр 147, 1 абзац) , и не выполнить приказ комбата тоже невозможно. Сашка ведет пленного немца на расстрел, изо всех сил тянет время, и автор растягивает их путь, заставляя нас (читателя) переживать: чем же это кончится. Приближается комбат, и Сашка не опускает перед ним взгляда, чувствует свою правоту. «И отвернул глаза, отменил свое приказание». Сашка же испытывает необыкновенное облегчение)

-   Какие чувства вызывает Сашка? (  Сашка вызывает чувства уважения к себе своей добротой, гуманностью. Война не искалечила его душу, не обезличила его).

           Константин Симонов в предисловии к повести сказал: «История Сашки» - это история человека, оказавшегося  в самом  трудном  месте и на  самой  трудной  должности – «солдатской». Несмотря на тяжелое время, на военные обстоятельства, Сашка сумел сохранить в себе человеческие качества.

-   Чему вы научились у Сашки? (Человеколюбию)

-   Так почему же повесть названа «Сашка? Кто он такой? (Солдат. А солдат – это главное лицо на войне)

-          Совершил ли подвиг Сашка? (Героический подвиг, пленив немца,  и человеческий)

 

Домашнее задание.

 

- Напишите небольшое сочинение, выбрав один из следующих вариантов:

  1. Мое впечатление от повести «Сашка»
  2. Легко или трудно иметь такого друга, как Сашка
  3. Образ Сашки в одноименной повести В. Кондратьева
Сайт управляется системой uCoz