Эссе «Моя педагогическая философия»
Удивительный это дом - школа... Здесь все перемешалось: детство и зрелость,
юность и романтика, наука и искусство, мечты и реальная жизнь. В нем радость и
слезы, встречи и расставания. И только учителя имеют в этом доме постоянную
прописку - ведь школа для них родной дом, а все ученики - их дети, помощники и
друзья!
Школа,
учителя, уроки, обучающиеся, конкурсы, соревнования, олимпиады, родители,
собрания, экскурсии, походы. Нет конца ключевым школьным понятиям! Но есть ёмкое
определение: «Школа - это сладкая каторга».
33 года
переступаю порог этого вечно кипящего страстями дома, дорогого и ставшего
любимым. И чем взрослее становлюсь, тем больше утверждаюсь в мысли, что школа,
дом детства, - это святое место, где должны работать люди с обнаженными
сердцами. Потому что без радости, света и тепла невозможно взлелеять в душе
ребенка ростки добра, любви и счастья, которые так необходимы каждому из нас.
Детям
присущи многие замечательные способности - умение смотреть на мир широко
открытыми глазами, не уставать удивляться, мечтать, любить, ценить добрые книги,
творить самим, вдохновляясь при чтении художественной литературы. И мы,
педагоги, призваны сохранить, развить и приумножить замечательные качества
каждой личности, оправдать ожидания родителей, доверивших нам своё самое
дорогое.
Наблюдая за жизнью, я прихожу к выводу, что задача школы сегодня -выпустить
человека, понимающего своё место в этом бесконечно меняющемся мире. Я должна
готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как
мобильность, динамизм, конструктивность. И формула успеха проста: «Учишь других
- умей и сам!» Потому что не может учитель знать и уметь меньше ученика!
«Учитель! Перед именем твоим...» Это не подвластная времени фраза! Чем же
заслужил он такую высоту, что до сих пор искренне хочется преклонить перед ним
колени?
Настоящего учителя отличают любовь к детям и педагогической деятельности,
высокий уровень общей культуры и нравственности, высокоразвитый интеллект,
педагогическая и широкая эрудиция, профессиональное владение формами, средствами
и методами обучения, кроме того, общительность, толерантность, артистичность и
обаяние. Это признанные обществом требования к личности учителя.
Но у
каждого из нас есть свои критерии на соответствие званию «Учитель». И
определяются они нашим внутренним чутьем. Время от времени Учителю нужно честно
отвечать самому себе на вопросы, «которые задал бы себе американский
психолог-гуманист Карл Роджерс, если бы был учителем: «Умею ли я входить во
внутренний мир человека, который учится и взрослеет? Могу ли я отнестись к этому
миру без предвзятых оценок и личностно, эмоционально откликнуться на него? Могу
ли я помочь ученикам сохранить живой интерес, любопытство по отношению к самим
себе, к миру, который их окружает? В достаточной ли степени я сам - творческий
человек, который в состоянии сблизить детей с людьми и с их внутренним миром, с
книгами, всеми видами источников знаний - с тем, что действительно стимулирует
любознательность и поддерживает интерес?»
И если
все ответы будут утвердительными и «могу!» совпадут с «хочу!» и «готов!», то,
годы спустя, счастью учительскому не будет предела, потому что результаты не
заставят себя ждать! В том и прелесть нашей необычной профессии!