Урок -  открытие

назад

Урок -  открытие  «Удивительный  человек» 

по  рассказу  В.К. Арсеньева «Дерсу  Узала» в 6 кл.

МОУ  СОШ  №1 г. Чадаана

Цели: 1. Помочь учащимся усвоить содержание рассказа  путем выборочного чтения, закрепить умения характеризовать литературного героя.

2. Воспитывать  любовь  к  родному  краю,  к  ее  природе, милосердие, гордость за  своего соотечественника.

3. Развивать  умения  и навыки   анализа художественного  произведения, мышления и  речи  учащихся.

Ход  урока:  1. Оргмомент

2.Показ  слайда «Кадр  из кинофильма» и беседа  с учащимися.

- Вы узнаете  кого-нибудь  на  экране?

- Это  кадр из кинофильма  японского  кинорежиссера  Акиры  Куросава  «Дерсу  Узала», снятого  в  1975  году  и  завоевавшего   престижную   кинопремию  «Оскар»

- Как  вы  думаете,  почему   я  вам  показала  этот  кадр?

3. Запись  даты, темы  урока, объявление  целей  урока

          -Сегодня мы  будем   анализировать  отрывок  из  рассказа В.К. Арсеньева - известного  ученого-  географа,  путешественника, писателя  «Дерсу  Узала», попробуем  воссоздать  образ  охотника Дерсу,   перенять  у  него такие положительные  качества  как доброта, милосердие, чуткость  и внимательность.

Посмотрите  на  портрет Владимира  Клавдиевича  Арсеньева.  Его   жизнь и деятельность  связана с  Уссурийским  краем, тайгой. Вот  она  эта  тайга,  знаменитая своими  обитателями – уссурийскими тиграми, кабанами.

- Ребята, вы любите  природу, лес? А что  значит,  беречь  и  охранять природу?

Прием  «Верные и  неверные  утверждения»

Бывая  на  природе:

-Можно  заниматься  браконьерством.

-Можно  оставить  костер  непогашенным.

- Не  оставлять   горящие  или  тлеющие угли  в  кострах

- Можно  не   убирать  за собой после  экскурсии в  лес.

-Не  оставлять  не  потушенные  окурки, горящие  спички

Можно  разорять  гнезда  птиц,  ворошить  муравейники

-Не  оставлять  за  собой  мусор,  хлам

- Беречь  лес  от  пожара  и  загрязнения.

-Можно  ломать ветки  деревьев.

-Сажать  молодые  деревца.

- Молодцы, вы  знаете,  как  себя  вести в  лесу,  представляете , как  беречь  и  охранять  природу.

  теперь  вернемся  к нашим  учебникам.

-Работа  с  учебником  литературы  6 класса   авторов Н.С. Русиной, С.К. Бирюковой  и  др. Стр 66.

-Вы  дома  читали  рассказ?

  -Что  вы  узнали  о  Дерсу  Узала?

Учитель  с  помощью   приема  « кластер»   составляет  опорную  схему.

- Он по  национальности  ненец

- Он  охотник.

- Он  проводник.

-Наблюдательный ( заметил, что нет  на  тропе  конских  следов; по  сторонам  она  не  очищена  от  ветвей; повороты  на  тропе  очень  крутые; переправлялись  через  речку  по  бревну;  бурелом  не  прорублен; с  деревьев  снята  кора; дерево  рубили  два  человека и т.д.)

- Он  заботливый (оставляет после  себя   в  балагане  спички, соль, рис, завернув  в  бересту; заботится  о  животных,  даже  о  муравьях)

- Он чуткий  и  внимательный ( следит  за   костром, прикрывает  палаткой)

- Прав  ли  Арсеньев, назвав  его  удивительным  человеком? Почему?

Составление  синквейна  со  словами следопыт, охотник

 

Физминутка.

Как  ходит охотник?  (показываем)

Тихо, осторожно.

Как  ходит  следопыт? (показываем)

Наклоняясь к земле, исследуя  тропу.

Оглядываясь по  сторонам ( показываем)

-Ребята, какое  открытие  для  себя  мы  сделали?

          Открыли, что  Дерсу  следопыт, что  он  хорошо  знает  тайгу,  его  обитателей, что он добрый и  отзывчивый  человек,  надо вести себя  в  лесу  как  он,  постараться перенять  у него такие положительные качества,  как  внимательность и  чуткость, милосердие, любознательность.

           Мы  узнали, что по  мотивам произведений В.К. Арсеньева  был  снят фильм. А  главную  роль – роль  Дерсу Узала – исполнил  актер  тувинского музыкально – драматического театра Максим Монгужукович Мунзук. Вот  посмотрите на снимок, где он сидит со  своей  женой – известной актрисой и  замечательной певицей Кара – Кыс Мунзук. Это  заслуженные  и  народные  артисты Республики  Тыва, РСФСР,  кавалеры   многих орденов  и медалей.

         Сегодня  мы  посвятили свой  урок  замечательному событию – 90  летию образования Тувинской  Народной  Республики, которое будем  отмечать 15 августа 2011 года. А Максим  и  Кара – Кыс  Мунзуки внесли  огромный  вклад  в развитии тувинской национальной  культуры, в процветании нашей  родной  Тувы. Вот  какое  еще  мы  открытие  для  себя  сделали.

          А  вы  знаете, что  в  Кызыле  еще  в  январе 2004   года открыт  общественный  благотворительный  фонд «Дерсу  Узала» имени Максима  Мунзука,  в  числе  его  учредителей его дочери Светлана и Галина  Мунзуки, обе  заслуженные одна работник  культуры, другая артистка Республики  Тыва. Фонд  оказывает  помощь  ветеранам,  инвалидам  культуры, их детям,  проводит различные  мероприятия с  участием  детей. Так, 3 учащегося  из нашей  школы Монгуш  Чингис 9»б», Монгуш  Ай –Хаан 7»б», Монгуш  Чаян 7»а» два  года  назад  участвовали в  конкурсе  сочинений и были  поощрены.

            Вот  еще  какое открытие  мы  сделали.

Ребята, как  можно  назвать  наш  урок -…?(открытие)

 

Домашнее  задание:

1.     Напишите  письмо в  фонд  «Дерсу  Узала»,  о  том,  что  вы  узнали  на  уроке.

2.     Напишите  сочинение «Что  я  узнал  о  Дерсу  Узала»

3.     Индивидуальные задания: ответить  на  вопросы карточки.

Вывод: Какие  открытия  мы  сделали?

Чему  мы  научились  у  Дерсу?

Подведение  итогов урока. Комментирование  оценок.

 

Использованная  литература:

Н.С Русина,     Бирюкова и др.  Учебник литературы 6кл.

Методическое  пособие «Использование  технологии «РКМЧП»  в  учебном  процессе ( составители Т.В.Седиева, Е.В. Дозморова).

назад

Сайт управляется системой uCoz