Опыт работы по данной проблеме формировался в условиях городской школы № 1 г Чадаана Дзун-Хемчикского кожууна в обычном общеобразовательном классе.
Цели и задачи:
Данный опыт разрешает противоречие между возрастающим равнодушием к окружающему, снижением уровня культуры и потребностью возродить духовный мир человека, способствует развитию творческого потенциала учащихся, преодолению следующих недостатков в преподавании литературы: поверхностное прочтение и изучение художественных произведений, формализм в преподавании литературы как предмета идеологического цикла.
В своем опыте я опираюсь на элементы технологий личностно-ориентированного обучения, здоровьесбережения, проблемного обучения, развития критического мышления, игровые технологии, в нем используются идеи межличностного общения Ш. Амонашвили, педагогики сотрудничества, опыт учителя-новатора Ильина Е.Н.
Результат своей деятельности я вижу в росте интереса к моему предмету, в творческой активности учащихся на уроках и внеклассных занятиях, в умении самостоятельно мыслить, в коммуникативной активности, стабильности результатов обучения. По-моему, мой опыт доступен любому учителю и рассчитан на ученика среднего и высокого уровня интеллектуального развития, его элементы могут быть использованы и в слабых классах.
Использование игры для развития творческих
способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.
Использование на уроках игровых технологий создает благоприятный морально-психологический климат, положительное эмоциональное поле, пробуждает интерес к предмету, способствует коммуникативной активности, развивает творческие способности. Именно поэтому игра – не только деятельность младших школьников, но и необходимый вид деятельности для подростков и старшеклассников как на уроке, так и вне её.
На уроках русского языка и литературы я использую игры различного типа. Жанр произведения, конкретное содержание, целевые установки урока помогают избрать форму игры. Например, тема «Загадки» 5 класс. Загадывание – игра-шутка, рассчитанная на смекалку и догадливость. Разгадывая загадки, школьники узнают об их своеобразии, о том, с помощью каких языковых средств они создаются. Дети могут сочинять свои загадки.
Некоторые игры помогают дать первоначальное понятие о строении произведения: это игра с деформированным текстом и игра с рассыпанными иллюстрациями. Так, на уроке, используя набор иллюстраций по сказкам Пушкина, даю такое задание: рассказать эпизод, изображенный на иллюстрации; вспомнить сказку, подобрать рассыпанные иллюстрации в такой последовательности, чтобы восстановить содержание сказки. На уроках литературы уместны и КВН, и литературные викторины, конкурсы, аукционы, инсценирования и т.д. Задачи этих уроков побудить интерес к чтению.
Содержание любой игры определяется особенностями произведения. Так, изучение произведения, в котором встречается много новых слов, начинаю со словарной игры, игрой конкурсом на лучшего толкователя слов или сама даю толкование новых слов, а учащиеся называют это слово.
Обогащению словарного запаса способствует изучение темы в 5-м классе « Пословицы и поговорки». Самое главное для учителя здесь научить понимать образность пословиц и поговорок, научить применять их в речи. Уместно использовать пословицы и поговорки аналогичного содержания на родном языке и сравнить. Можно дать задание составить небольшой текст к данной пословице или поговорке. При изучении данной темы провожу такие игры: «Подскажи словечко», «Закончи пословицу», «Отгадай пословицу по данному слову», «Составь пословицу из рассыпанных слов» и т.д.
Для игры в эпитеты и сравнения использую неполный текст. Кто точно угадает авторское определение, тот побеждает.
Часто использую игру «Потерянные вещи». Дети должны угадать, из какой сказки данная вещь. Это может быть хрустальный башмачок или перо Жар-птицы, золотой ключик или горошинка, яблоко или зеркальце, корыто или лук, цветик - семицветик. Можно дать задание придумать, что они могли бы сделать или попросить, если бы имели такие вещи.
Нестандартные формы организации урока как средство развития творческих способностей учащихся
Школьное литературное образование предполагает становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном духовно-нравственном совершенствовании.
Я считаю, что каждый ребенок от природы наделен разнообразными творческими способностями, что педагог должен создать условия для их проявления и развития. Основным стимулом к учебе должен стать интерес и любознательность, желание познать самого себя.
Чтобы воспитать творческую личность, способную реализовать самого себя, выработать литературный вкус, сформировать умение работать с художественным текстом и вызвать устойчивый интерес к своему предмету я использую нестандартные формы уроков. Такие, как урок- исследование, урок - размышление, урок - путешествие, урок - творчество, урок - открытие, урок- турнир (викторина, конкурс), урок литературная гостиная, интегрированный урок и т.д.
Детские стихи, загадки, скороговорки, считалки, составление кроссвордов являются прекрасной основой для развития речи, мышления, памяти учащихся. Часто использую данные материалы в начале урока, чтобы настроить детей на восприятие нового материала, подготовить органы речи учащихся на неродном языке, или в середине урока, чтобы сменить вид деятельности.
Урок русского языка, например, начинаю так. После приветствия на доске записываю текст стихотворной загадки:
Пестрый, как ……….. хвост, (павлиный )
Встал над речкой мост.
Всем хорош, красив, высок
И от дома недалек
Жаль одно -
Пройти, друзья,
По нему никак нельзя!
Затем даю задание прочитать и отгадать загадку, попробовать отгадать авторский вариант сравнения и объяснить, почему они так думают. Выясняю, почему сравнивается радуга и павлиный хвост, раскрываем сообща, что лежит на основе этих сравнений, и пробуем словесно выразить свои зрительные впечатления.
На примере этого стихотворения можно повторить любую тему по грамматике, синтаксису. Его можно использовать в качестве диктанта по памяти и т.д.
Роль сочинений в развитии творческих способностей учащихся.
Детское сочинение – это своеобразная форма самовыражения, самосознания ребенка. Посредством сочинения дети делятся впечатлениями с учителем. Ценность детского сочинения определяется по тому, насколько в нем нашли отражение мысли ребенка, свежесть восприятия им каких- либо явлений. Поэтому необходимо дать возможность детям проявить инициативу, показать свою индивидуальность. В связи с этим большое внимание уделяю сочинениям, как средству развития творческих задатков учащихся.
Развитие творческих способностей ученика - процесс длительный. Начала я эту работу с 5 класса и постепенно совершенствовала в старших классах. В 5-6 классах мы часто ходили на экскурсии осенью. Беседу строю так, чтобы помочь ребятам увидеть в обычном необычное. Ученикам предлагаю рассмотреть собранные осенние листочки, сравнить. Особое внимание обращаю на цвет, форму, запах. « Осень похожа на художницу. Посмотрите на этот листик. Она не успела разукрасить его, наверное, кто-то отвлек ее, и получился листик наполовину красный. А здесь осень полила цветным дождиком куст. Этот листик-шалун упал на землю, и осень успела окрасить только одну сторону его. Вот другой листик. Он напоминает золотую монету…» Во время экскурсий учащиеся наблюдают за небом, погодой, слушают звуки осени ( ветра, птиц, дождя, шагов). После совместного наблюдения детям предлагается самостоятельно всмотреться в окружающий мир, затем рассказать о своих открытиях.
Для выражения своего эмоционального состояния в словесной форме ученику необходимы знания по теории литературы, с чем они знакомятся на уроках, изучая произведения поэтов и писателей. Чаще всего обращаюсь к творениям А.Пушкина, Ф.Тютчева, А.Фета, И.Бунина, М.Пришвина, С.Есенина и других. Выясняем, что они сумели увидеть, наблюдая осенние перемены, состояние природы. Затем учащиеся самостоятельно описывают свои наблюдения - открытия, используя художественные тексты, стихи, сказочные элементы. Приведу в качестве примера два сочинения ученицы 7 «а» класса Ондар Шенне и ученицы 9 «а» класса Монгуш Херелмаа.
Незаметно для нас появляется Осень – добрая фея. В руках у нее волшебная палочка. С ее помощью она начинает творить чудеса. Взмахнет она палочкой первый раз – на верхушках деревьев появляются золотые шляпки. Дотронется добрая фея своей палочкой березы – она одевается в пышный сарафан лимонного цвета. Взмахнет осень волшебной палочкой у осины, она превращается в молодую девушку с румяными щеками в легком платье янтарного цвета. Коснется волшебница листьев клена, и он превращается в доброго молодца в багряном наряде. Тронет фея рябину палочкой, она запылает алым огнем. Постепенно лес становится похожим на сказочный дворец с нарядными обитателями.
Затем Осень - добрая фея идет в поле. Взмахнет палочкой над ней и пшеницы поспеют. Золотой волной колышутся на ветру. Наконец, листья начинают кружить над землей словно птицы, прыгать по веткам как белки, бегать по земле как рыжий лис. Закончив свое волшебство, Осень – добрая фея будет любоваться своей работой, позабыв на время, что ей уходить пора.
Путешествие желтого листа вокруг света.
За окном поздняя осень. Деревья уже начинают сбрасывать с себя литья. Ветер с глухим сопением срывает листья то ласково, то сердито, в зависимости от своего настроения. И вот один маленький листочек тополя оторвался от своей матери –ветки вместе со своими братьями и сестрами. Хорошо, что в этот день настроение у ветра было доброжелательное. Он схватил в свои объятия тополиные листья и полетел высоко- высоко через моря, реки и озера. И в этом полете, летчиком которого был сам ветер, многие листья не смогли выдержать такой тяжелый перелёт. Остался лишь один, самый младший из всех листьев. Ветер был доволен, что его пассажир оказался таким выносливым. Они летели над Черным морем и достигли берегов Балканского полуострова. Но ветер продолжал лететь, они оказались в столице Греции –Афинах.
В большом городе было слишком суетно и многолюдно, но очень интересно. Тополиный листок с изумлением смотрел на белозубых, курчавых, стройных виноградарев, которые шли около своих ослов, навьюченных тяжелыми корзинами, внутри которого было много винограда наилучших сортов. Тут же были и сборщики олив. Они бойко торговались с продавцом, который собирался готовить рыбу с оливковым маслом и красным перцем.
Ветер полетел дальше и не забыл прихватить своего маленького пассажира. По дороге листик одним уголком своего глаза увидел много бочек, полных вина. Ветер- листодер изменил свой курс на юго-восток от Средиземного моря. Путешественники прилетели в Саудовскую Аравию, не позабыв посетить его столицу Эр - Раяд. Прилетев в самый центр города, они увидели на площади многочисленную толпу. В середине сборища танцевала необычайно красивая девушка. Наряд ее был беден. Но она так виртуозно исполняла арабский танец живота. Многие бросали в глиняную чашу монеты. Чашу держал мальчик лет четырех или пяти. Он ходил по кругу, подзадоривая толпу песней. Через некоторое время чаша доверху наполнилась. И брат с сестрой пошли домой, купив по дороге продукты.
Листик с ветром хотели остаться здесь навсегда, но передумали. Они решили , что им будет скучно без Чаданских морозов, собачьего лая, звука хлопушек, которые взрывали шалуны-мальчишки и много ещё чего.
Они и поведали мне этот рассказ.
Восприятие мира с точки зрения какого-нибудь предмета, животного, растения ребята тоже могут выразить в своих сочинениях.
Это могут быть учебные принадлежности, животное, цветок, пуговица и т.д. В качестве примера привожу сочинение ученицы 8 класса Ондар Долааны.
Меня зовут Матильда, мне всего 11 месяцев. Я родилась в ночь с 31 декабря на 1 января 2005 года. Такое имя дали, потому что хозяевам очень нравится фильм про девочку Матильду. Мне тоже нравится мое прозвище. Я охотно и с радостью отзываюсь на зов. Летом, когда я была еще маленькой, Долаана всегда брала меня с собой на речку. Мне тоже очень хотелось купаться вместе с ребятами, и однажды я прыгнула в воду. Увидев, как меня уносит течение, Долаана с криком побежала ко мне и спасла. Я очень благодарна своей хозяйке. Стараюсь каждый раз выразить свою любовь к ней. Она всегда заботится обо мне, часто кормит сладостями и молоком.
Для развития творческих способностей, по-моему, необходимо развивать чувственную сферу ребенка, учить его осознавать свои чувства. Это, значит, развивать умение ребенка сопереживать, почувствовать внутреннее состояние человека или объекта.
Для этого часто использую приемы описания разного состояния, например, описать хлеб глазами голодного или сытого; или «что может чувствовать береза, одиноко стоящая в степи в непогожий день под фонограмму песен М. Мерген-Херела «Чангыс хадын». При осознании своих чувств ученику необходимо зафиксировать, что он испытывает: грусть, жалость, радость, печаль и т.д. Предлагаю в качестве примера отрывок из сочинения ученицы 8 класса Монгуш Сайзааны:
Березе очень тоскливо стоять одной в степи. Рядом нет ни души, чтобы обмолвиться словом. Особенно ей грустно в непогожие дни. Когда налетают сильные ветры и трясут, ее ветки гнутся в разные стороны и она становится лохматой и жалкой Береза плачет каплями дождя. Она подобна одинокому человеку, который нуждается в поддержке и общении.
Описание одной и той же действительности через призму настроения можно задать следующими темами творческих работ: «Мой класс, когда мне грустно», «Мой класс, когда мне весело» и т.д. В качестве примера привожу отрывки из сочинений – миниатюр:
«Когда мне грустно, наш класс мне не очень нравится. Куда ни смотри, везде одно и то же: одинаковые столы и стулья, одни и те же шторы, лица, даже цветы. Кажется, каждый день похож на другой…».
« Когда у меня хорошее настроение, мой класс мне так мил и дорог. Ведь каждый день я здесь встречаюсь со своими друзьями, одноклассниками, учителями. Здесь я получаю основы знаний, делюсь с секретами со своей подругой, общаюсь со своими друзьями. Утром, когда я захожу в свой класс, в нем так светло и уютно, так близки мне лица моих одноклассников. Тепло греют нас солнечные лучи через прозрачные стекла окон, солнечный зайчик играет на лицах ребят. Здорово, что есть такой уголок ».
В процессе такой работы учащиеся начинают понимать, что настроение может искажать действительность, что восприятие мира может поменяться, если изменится настроение.
Возможность обогатить эмоциональный опыт учащихся, вызвать их к сопереживанию, приобщить к сложному процессу восприятия мира помогают мне и такие задания творческого характера:
- сочинить считалку, колыбельную песню, потешку, дразнилку, благопожелание.
- сочинить стихотворение на заданную форму:
……………………. сад
……………… листопад
………………….. осень
……………… просинь
- подобрать рифму:
Синее небо, и сумрак, и тишь
Смотрится в воду зеленый …… (камыш)
Полосы света на речке лежат
В золоте тучки над лесом……. (горят).
- подобрать образцы стихов с разным характером рифмовки, попробовать самим сочинить стихотворения подобной рифмовкой
смежный,
перекрестный,
кольцевой.
- определить способ рифмовки и разновидность рифмы:
Плыву вдоль волжских берегов,
Гляжу в мечтаниях простодушных,
На бронзу яркую лесов.
Осенней прихоти послушных. ( Ф.Сологуб.)
Сделать комплимент можно не только положительным, но и отрицательным героям. Например, мачехе из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», старухе из «Сказки о рыбаке и рыбке», Кощею Бессмертному и т.д. Вот примеры комплиментов царице - мачехе, старухе, составленные учеником 5 класса Тас-оол Сылдысом, после изучения пушкинских сказок:
А. Вы такая ласковая и веселая. От вашей радостной улыбки мне тоже стало весело. Вы так красивы, все ваши наряды вам к лицу.
Б. Бабушка, меня покоряет ваша настойчивость в достижении цели!
Мне очень нравится ваше упорство и целеустремленность.
Примеры пожеланий, составленных ученицей 5 класса Сундуй Алдынай, после изучения сказок:
Уважаемые молодая царевна и королевич Елисей!
Мы очень рады, что вы живы и здоровы. Желаем вам благополучно добраться до своего царства и поскорее сыграть свадьбу. Мы желаем, чтобы у вас было много прекрасных детей. Доброго пути!
Здравствуйте Иван - крестьянский сын и братья твои!
Мы очень рады встретиться с вами .Поздравляем вас с победой над
Чудом-юдом. Ваши родители и земляки будут счастливы, увидев вас живыми и здоровыми. Желаем вам мирного неба, хороших урожаев. Желаем также найти себе хороших жен и сыграть свадьбу. Счастливого пути!
Интересные рассказы учащиеся могут составить с использованием комиксов. Их тематика должна включать наиболее распространенные в жизни темы и события. Можно составить устный диалог, рассказ ( устный и письменный). Учащиеся должны постараться войти в роль персонажей, стараясь индивидуализировать речь героя (показать характер, подумать, как бы поступил и как реагировал человек в подобной ситуации, большое внимание следует обратить на психологическое состояние человека).
Прием написания письма литературному герою или от имени литературного героя, письма самому себе помогает учащимся ощутить уместность или неуместность употребления тех или иных языковых средств в зависимости от темы обращения. Здесь учащиеся соотносят новую информацию и имеющиеся знания, творчески перерабатывает собственную позицию, оценку.
Уровень обученности учащихся за последние 3 года имеет положительную динамику. Качество знаний и обученности учащихся растет с каждым годом. Самые лучшие результаты на итоговой аттестации учащиеся показали в 2004-2005 учебном году.
В 2004-2005 учебном году 4 ученика окончили школу с серебряной медалью:
Ученики 11-го класса ежегодно очень активно принимают участие в предметных олимпиадах школьного и кожуунного уровней.
Учебные годы
|
2002-2003 |
2003-2004 |
2004-2005 |
|||||
Шк |
Кожуун |
Шк |
Кожуун |
Рес |
Шк |
кожуун |
Респ |
|
Количество учащихся |
10 |
6 |
12 |
6 |
1 |
12 |
6 |
2 |
В % |
62,5 |
37,5 |
75 |
37,5 |
6 |
75 |
37,5 |
12,5 |
2002-2003 |
2003-2004 |
2003-2004 |
2004-2005 |
2004-2005 (респ) |
Тамдын Май-оол Куулар Шончалай |
Куулар Шончалай
|
Дажы-Сегбе Анчы
|
Куулар Шончалай |
Куулар Шончалай Дажы-Сегбе Анчы |
Наблюдается рост мотивации школьников к изучению русского языка и литературы. Интерес к изучению русского языка и литературы, а также истории и обществознания учащиеся проявили, выбрав гуманитарный профиль. Исходя из интересов и склонностей учащихся, администрацией школы был укомплектован профильный класс с гуманитарной направленностью обучения.
Позитивные результаты внеурочной деятельности по предмету
Результат участия в НПК учащихся «Тыва кижи», проведенном в 2004
году отделом образования Дзун-Хемчикского кожууна.
Ф.И.О |
Кожуун |
Республика |
Тамдын Май-оол |
1 место |
Активное участие |
2002-2003 |
2003-2004 |
2004-2005 |
Осенний кросс: |
Осенний кросс: |
Осенний кросс: |
Достижения учащихся класса в олимпиадах
|
2002 |
2003 |
2004 |
|||||
|
школа |
кожуун |
школа |
кожуун |
респ |
школа |
кожуун |
|
Сундуй Алдынай |
1 м |
|
1 м |
2 м |
|
1м (русс , |
2 м |
|
Тас-оол Сылдыс |
2 м |
|
1 м( русс лит) |
|
|
2 м (род яз) |
|
|
Тамдын Май-оол |
1 м |
1 м |
1 м |
2 м |
|
1 м |
3 м
|
|
Дажы-Сегбе Анчы |
2 м |
|
1 м |
1 м |
2 м |
1 м |
|
|
Салчак Орлан |
|
|
1 м |
2 м |
|
1 м (мат), |
2 м (мат)
|
|
Куулар Шончалай |
1 м |
3 м |
1 м |
|
|
1 м (рус , англ яз) |
1 м
|
|
Ондар Шенне |
1 м |
1 м (русс лит) |
|
|
|
|
|
Достижения учащихся 9 «а» класса, участвовавших в предметных олимпиадах 2005-2006 учебного года
Ф.И.О. |
Предмет |
Школа |
Кожуун |
Монгуш Алдынай |
Русский язык |
2 место |
3 место |
Позитивные результаты деятельности в качестве классного руководителя.
Работаю классным руководителем с 1998 года. В работе с классом уделяю особое внимание следующим направлениям:
В практике работы использую разнообразные формы деятельности с учащимися:
беседы; дискуссии
консультации; экскурсии
игры; тематические часы общения.
викторины
Мой класс принимал активное участие во всех общешкольных мероприятиях: конкурсах, соревнованиях, КТД. Постоянно занимал 1 и другие призовые места. Класс дружный, сплоченный, целеустремленный. Со стороны учащихся не было ни одного случая правонарушения. В классе создана атмосфера товарищества, взаимопомощи, толерантности. Учащиеся являются членами совета старшеклассников в школе.
В 2003-2005 учебных годах следующие учащиеся были
а) членами совета старшеклассников школы:
Тас-оол Сылдыс
Тамдын Май-оол
Куулар Шончалай
Куулар Сайсуу
Ооржак Чодураа
б) членами сборной команды школы:
Монгуш Херел
Куулар Шончалай
Ооржак Сайзаана
Салчак Орлан
Родители постоянно взаимодействуют с классным руководителем, участвуют в классных и общешкольных делах
В марте наш класс организовал НПК по профориентации совместно с ЦТНЗ кожууна – 8 человек подготовил доклады о выпускниках школы разных лет – людях самых разных профессий. Выступали в ней также специалисты с разных организаций города –экономист, специалист налоговой службы, работник культуры, банка, юристы и т.д.
Использование современных образовательных
технологий, в том числе информационно-коммуникативных, в процессе обучения предмету
и в воспитательной работе.
В процессе обучения предмету использую элементы таких современных педагогических технологий, как
Технология РКМЧП относится к инновациям – трансформациям, которые направлены на обеспечение исследовательского характера учебного процесса, организацию учебно-познавательной поисковой деятельности.
Этот подход к обучению предполагает, прежде всего, формирование у учащихся опыта самостоятельного поиска новых знаний, применения их в новых условиях, формирование опыта творческой деятельности в сочетании с выработкой ценностной ориентации.
В технологии в РКМЧП урок строится по - схеме «Вызов-осмысление содержания – рефлексия». Она предлагает широкий набор методических приёмов и стратегий ведения урока. Проиллюстрирую применение некоторых приемов данной технологии на уроках. Прием кластер (гроздь) - выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Например, при изучении темы «Личное письмо» можно составить такой кластер.
Чтение со стопами (остановками) – это условное название методической стратегии по организации чтения текста с использованием различных типов текста. Здесь следует учесть следующее:
На стадии вызова можно обсудить заглавие рассказа и прогноз его содержания, проблематики. В качестве примера возьмем рассказ В. Шукшина
« Крепкий мужик ».
На стадии осмысления содержания текст читается небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Обязателен вопрос-прогноз: «Что будет дальше и почему?».
- В рассказе « Крепкий мужик » нет описания церкви, как вы думаете, почему?
- «Бригадир постоял у церкви и подумал», для чего? и т.д.
На стадии рефлексии текст опять представляет единое целое. Важно осмыслить этот текст. Формы работы могут быть различны: творческое письмо, дискуссия, совместный поиск, выяснение авторской позиции.
В данном случае вместе с ребятами выясняем позицию автора (В.Шукшина). Он не симпатизирует ни народу, ни другим героям: одни страшны в бездействии, другие в активности…. Автор не дает никаких рецептов, только заставляет задуматься.
Применение технологии РКМЧП дает возможность учителю оценить когнитивные способности учащихся, провести рефлексию их деятельности и ценностно-смыслового усвоения содержания, также собственной деятельности на уроке. Это позволяет учителю двигаться дальше как в планировании и ведении урока, серии уроков, так и в плане профессионального развития
В процессе обучения предмету я апробирую и информационно-компьютерную технологию (ИКТ). Считаю, что умелое сотрудничество человека и персонального компьютера в образовании позволит сделать процесс обучения более эффективным.
Освоила методику проведения интерактивных лекций с применением мультимедиа- технологии обучения. По сравнению с традиционным уроком-лекцией, когда учитель излагает тему, а учащиеся слушают, смотрят, запоминают или конспектируют учебный материал, лекция, построенная по предлагаемой методике, имеет важное преимущество-интерактивность.
Интерактивность дает учащимся возможность активно вмешиваться в процесс обучения: задавать вопросы, получать пояснения. Интерактивная лекция имеет эмоциональную окраску благодаря использованию в процессе ее изложения компьютерных слайдов. В ходе урока эпизодически представляю информацию на слайде в качестве иллюстрации. Это способствует лучшему усвоению учебного материала учащимися. Сотрудничество с компьютером делает учебный предмет более доступной для понимания, повышает интерес учащихся к предмету и эффективность учебного процесса.
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.
(мастер-классы, семинары, круглые столы, творческая мастерская)
Систематически обобщаю и распространяю свой педагогический опыт, поскольку являюсь учителем высшей категории. Каждый год провожу семинары и мастер-классы, участвую с докладами в конференциях.
Распространение опыта на школьном уровне.
Распространение опыта на муниципальном (кожууном) уровне.
С целью распространения передового педагогического опыта и ознакомления коллег из школ города и кожууна провела открытые уроки, проводила семинары, участвовала в НПК:
ОБОБЩЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОПЫТА
НА ЗОНАЛЬНОМ УРОВНЕ.
ОБОБЩЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОПЫТА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ.
2006 г. Февраль. Кемерово. Защита проекта « Управление процессом введения и реализацией системы предпрофильной подготовки и профильного обучения»
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ПЕРЕПОДГОТОВКА, ОБУЧЕНИЕ В АСПИРАНТУРЕ.
25 - 30 октября 2004 года краткосрочные курсы « Теория и практика предпрофильного обучения» на базе ТГИП и ПКК РТ.
12 –22 января 2005 года – краткосрочные курсы « Актуальные проблемы теории и практики преподавания русского языка и литературы в современной школе» на базе ТГИП и ПКК РТ.
21ноября- 2 декабря 2005 года, 1 –7 марта 2006 года - курсы «Теория и практика профильного обучения» на базе Кузбасского регионального ИПК и ПРО.
УЧАСТИЕ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ, РЕГИОНАЛЬНЫХ
И ВСЕРОССИЙСКИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОНКУРСАХ.
2005г. Школьный конкурс «Учитель года – 2005» 2 место
2006г. Школьный конкурс «Учитель года - 2006» 1 место
2006г. Кожуунный конкурс «Учитель года - 2006» 2 место