Решение комбинаторных задач
Цель:1 обобщить и систематизировать основные понятия комбинаторики: перестановки, размещения ,сочетания и применять их при решении задач
2 Обращать внимание на грамотность использования комбинаторных формул, прививать интерес к предмету, используя исторические материалы
3.Развивать продуктивное мышление н навыки самоконтроля
Оборудование: Компьютер, проектор, карточки для самостоятельных работ
Ход урока
I Оргмомент
II Повторение
Вопросы 1
· Что изучает комбинаторика?
· Дайте определение факториала
· Назовите основные понятия комбинаторики
· Дайте определение размещении
· Дайте определение перестановки
· Дайте определение сочетании
2.Вычислите устно А)2! Б)5! В)Р3 Г)А52 Д)С63
III Решение задач
У Партоса есть сапоги со шпорами и без шпор, четыре разные шляпы и три разных плаща
Сколько у него вариантов одеться по разному, чтобы удивить соседей и знакомых. Составить дерево возможных вариантов.
Ответ 2*4*3=24
Задача 2
Подсчитать, сколько существует различных способов рассадить четырех музыкантов на четыре мест в басне Крылова «Квартет»
Проказница-Мартышка,
Осел
Козел
До косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет…
Начали музыканты играть- не получается
- Стой, братцы,стой!-
Кричит Мартышка ,-погодите!
Как музыке идти?
Вед вы не так сидите…
И так и этак пересаживались –музыка на лад не идет
Тут пуще прежнего пошли у них раздоры
И споры
Кому и как сидеть…
Отв: Число перестановок из четырех музыкантов по 4 места будет
Р4=А44=1*2*3*4=24
IV Самостоятельная работа
Вариант 1
1.Сколько трехбуквенных слов можно образовать из букв слова «АРБУЗ» (Отв : А53=5*4*3=60)
2.Сколько различных слов, даже бессмысленных можно образовать, представляя буквы «АРБУЗ»
(Отв:Р5=1*2*3*4*5=120)
3.Сколько двузначных чисел можно составить из цифр 2;4;6;7;9 ( ОтвА52=5*4=20
4.
Вычислить С73 (ответ С73==35)
Вариант 2
1.Сколько трехбуквенных слов можно образовать из букв слова «ПЕРСИК» ( Отв А63=6*5*4=120)
2.Сколько различных слов, даже бессмысленных, можно образовать представляя буквы «ПЕРСИК»
(отв: Р6=1*2*3*4*5*6=720)
3.Сколько трехзначных чисел можно составить из цифр 2;3;4;5;6 (Отв А53=5*4*3=60)
4.
Вычислите С62==15
5.Меню в столовой состоит из трех первых: щи, борщ, суп. Четыре –вторых ; котлета,рыба,плов, гуляш и две разных напитка: компот, чай. Сколько способами можно выбрать обед первого одного второго одного третьего .Составить дерево возможных вариантов.
V Исторический материал
Разгадывание кроссворда
По горизонтали:
1.Как называется раздел математики в котором изучается вопросы о том сколько различных комбинаций подчиненных тем или иным условиям можно составить из данных объектов?.
2.Назовите ученного которому принадлежат замечательные достижения в области комбинаторики.
3.Как называется размещения из m элементов по n.
По вертикали:
4 Как называется символ ! в комбинаторике?
5.Соединения, различающихся либо порядком, либо самими элементами.
6.Соединения, различающихся друг от друга по крайней мере одним элементом
Домашнее задание: Составить свое генеалогическое дерево
Итог урока:
Выставление оценок
Литература: 1. А.Я. Яколев Математика забавно»
2. Журнал «Башкы»№3(9) 1994г
3. Приложение к газете 1 сентября 2001 №9
4. Журнал « Математике в школе 2005 №3